Архив новостей

Советы психолога

Как помочь ребенку пережить кризис трех лет

Зачем говорить с ребенком о мечтах

Что ждет избалованного ребенка в будущем

«Экспериментирование с детьми раннего возраста»

«Библиотека малыша»: список книг для чтения детям первого и второго года жизни

Застенчивый ребенок.
Как родители могут помочь своему ребенку?

Консультация для родителей «Влияние гаджетов на психику ребёнка»

«Пластилин в жизни ребенка»

«Кнут или пряник? Воспитываем ребенка правильно»

Мой ребёнок-непоседа

Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук

Арт-терапия для дошкольников

Когда у родителей разные взгляды на воспитание

Игры на мышечную релаксацию

Ценности семейной жизни

Великая сила родительского примера

Если ребёнок левша

Чтобы ребёнок был послу
шным

Развитие творческих способностей у детей

Методы саморегуляции и снятие психоэмоционального напряжения у детей

10 важных правил

Как воспитать гения

Нейрогимнастика

Как привить ребенку хорошие и правильные привычки

Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка

Доброта начинается с детства

Дисциплина с любовью. Рекомендации.

Изящные выражения в детском лексиконе.

Самооценка ребенка

Мама, не уходи… Или в детский сад-без слез.

Не делайте работу за детей. Как воспитать помощника.

Чем занять ребенка в каникулы

Рекомендации родителям по развитию эмоциональной сферы детей

Использование пособия «Прозрачный мольберт» в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.


Учим ребенка общаться


Как воспитать счастливого ребенка

В преддверии Новогодних утренников в детском саду. Советы воспитателям и родителям для успешного проведения мероприятий

-Какой Дед Мороз не напугает детей?

Малышей не напугает большая кукла в виде Деда Мороза, которую ставят под елкой рядом с мешком с подарками. Кроме того, Снегурочка может рассказать детям, что Дед Мороз приходил в детский сад, просил поздравить каждого из них и оставил подарки.

Роль Деда Мороза может сыграть мальчик постарше или воспитательница, которая будет говорить с детьми низким голосом. Также можно заранее подготовить видеопоздравление Деда Мороза, показать его детям на экране и прокомментировать.

Все эти способы организации новогоднего утренника учитывают нормативный возрастной страх – страх детей раннего возраста перед незнакомыми людьми.

Воспитательница может сыграть роль Деда Мороза в яслях или когда мужчину на эту роль найти не удается. Негативного влияния на психику детей это не окажет. Нужно учитывать другое: к старшему дошкольному возрасту у ребенка складывается обобщенный образ Деда Мороза, который он связывает с празднованием Нового года. Представления формируются на основании детских книг, мультфильмов, новогодних украшений в виде фигурок Деда Мороза и Снегурочки в торговых центрах, на улицах. Поэтому главное, чтобы Дед Мороз и Снегурочка были в традиционных, узнаваемых детьми костюмах и талантливо исполнили роль: умели включить детей в увлекательное представление, раздавали подарки.

-Если ребенок стесняется или боится выступать.

Посоветуйте родителям сохранять зрительный контакт с ребенком во время выступления, чтобы поддержать его. Иначе своим поведением они показывают ребенку, что он не так уж и значим для них, не достоин их внимания, заинтересованности. Если родители не удовлетворяют ведущую потребность ребенка во внимании и одобрении со стороны близких людей, впоследствии у него может повышаться тревожность, неуверенность в себе, снижаться самооценка.

-Из-за болезни роль выступающего в спектакле ребенка передали другому, ребенок расстроен, как ему помочь?

Постарайтесь сгладить ситуацию и сделать так, чтобы ребенок все-таки выступил на утреннике. Ребёнок не хочет идти на праздник в детском саду, так как ему обидно, что не он будет выступать на сцене, не ему будут аплодировать зрители, он зря готовился.

Можно договориться с родителями ребенка, чтобы он выучил небольшое стихотворение, которое подходит для новогоднего утренника. Кроме того, нужно предусмотреть в сценарии время и место для его выступления.

Дополнительно можно поручить ребёнку роль помощника Деда Мороза. Он может, например, помогать вести хоровод, организовывать игры, раздавать подарки

-Ребенок разревелся перед зрителями.

Воспитатель может взять ребенка за руку, ласково предложить прочитать стихотворение еще раз вместе, хором. Нужно попросить родителей и детей помочь ребенку справиться с переживаниями: «Давайте попросим Сашу еще раз выступить, поддержим его. Повторим все вместе: “Саша! Саша!”»

Чтобы не допускать подобных ситуаций, проведите профилактическую работу. Предупредите родителей и детей, чтобы они не смеялись над ребенком, который от волнения забыл свой текст. С детьми можно специально проиграть ситуацию, когда кто-то забыл текст своего выступления. Покажите способы выхода из ситуации: прочитать стихотворение еще раз вместе с воспитателем, сказать: «Я очень волнуюсь, попробую еще раз!» или «Дальше я забыл, подскажите, кто знает!».

-Дети поссорились из-за подарков, родители нервничают. Как поступить воспитателю?

Если очень шумно, нужно привлечь внимание собравшихся, а затем предложить детям, которые довольны подарками, поиграть или посмотреть мультфильм. Остальным детям можно предложить поменяться подарками, показать ребенку, чем хорош подарок, как его использовать в игре. Если ребенок все равно требует другой подарок, можно привлечь маму, которая пообещает купить желанную игрушку.

Чтобы на новогоднем утреннике не возникало таких ситуаций, посоветуйте воспитателям заранее выяснить предпочтения детей и поручить Деду Морозу дарить детям подарки. Пусть он дает ребенку подарок и одновременно говорит пожелание, которое предназначено только для него. Тогда любой подарок покажется привлекательным.

***

Почему ребенок непослушен?

Психологи выделили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.

Борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.

Борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки.

Детям особенно трудно, когда родители общаются с ними  в форме замечаний, опасений, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством, действиями наперекор. Смысл такого поведения — отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность. Не важно, что его решение подчас не очень удачное, даже ошибочное. Зато оно свое, а это главное!

Желание отомстить. Дети часто обижаются на родителей. Много единичных поводов: резкое замечание, несправедливое наказание. В глубине души ребенок переживает, а на поверхности — протесты, непослушание, неуспеваемость в школе. Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть и вам будет тоже плохо!»

Потеря веры в собственный успех. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, ребенок теряет уверенность в себе, у него складывается низкая самооценка. Он может прийти к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится.» При этом внешним поведением он показывает, что ему «все равно», «и пусть плохой», «и буду плохой». Выявить истинную причину непослушания и плохого поведения довольно просто, хотя способ может показаться парадоксальным. Родителю нужно обратить внимание на собственные чувства.

При глубинном переживании ребенком своего неблагополучия родитель попадает во власть чувства безнадежности, а порой и отчаяния. Что же делать дальше? Общий ответ на вопрос — не реагировать привычным образом, т.к. образуется порочный круг. Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается: его усилия достигли цели. И он возобновляет их с новой энергией. Взрослому нужно уяснить, что именно он чувствует и перейти к позиции помощи.

Если идет борьба за внимание, нужно оказывать ребенку положительное внимание. Придумать какие-нибудь совместные занятия, игры, прогулки.

Если источник конфликтов — борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свою включенность в дела ребенка. Для него очень важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач. Больше всего поможет избавиться от излишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка — лишь раздражающая вас форма мольбы: «Позвольте же мне жить своим умом.» Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, ее надо исправить. Самая трудная ситуация у отчаявшегося родителя и разуверившегося в своих силах ребенка. Нужно перестать требовать «полагающегося » поведения, «сбросить на ноль » свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может, у него есть к чему-то способности. Найдите доступный для него уровень задач и начните движение вперед. Организуйте с ним совместную деятельность, сам выйти из тупика он не сможет. При этом ребенка нельзя критиковать! Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховывать его, избавлять от крупных провалов. Необходимо поговорить с воспитателями и сделать их союзниками. Вы увидите: первые же успехи окрылят ребенка.

Итак, главные усилия надо направить на то, чтобы переключить свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия. Что важно знать в начале: при первых попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он не сразу поверит в искренность ваших намерений и будет проверять их.

ИГРЫ на снятие агрессии  у детей дошкольного возраста

Теплый круг (для детей с 5 лет)

Дети стоят в кругу, у взрослого – мяч.

«На земле есть много интересных и необычных мест, где нам хотелось бы побывать. Но у каждого из нас есть такое место, где мы чувствуем себя комфортно и комфортно. Вспомните эти места…»

Мяч передается по кругу. Тот у кого мяч, говорит: «Я чувствую сея хорошо… (дома, у бабушки, в детском саду и т.п.)»

По окончанию детям задают вопросы: «Трудно ли было вспомнить любимое место? Почему? Может ли у одного человека быть несколько любимых мест?»

Детям можно предложить найти в комнате комфортное для себя место и посидеть в нем в любой позе 1 минуту.

Несмеянки (для детей с 5 лет)

Цель: снижение застенчивости, упрямства, развитие произвольности

Детям рассказывают историю о государстве Несмеянок и о Клоуне, который решил их рассмешить. Выбирается Клоун, ему надевают колпак и нос – он должен постараться рассмешить Несмеянок. Остальные дети – Несмеянки – должны постараться не улыбнуться и не засмеяться. Через некоторое время водящий меняется, игра возобновляется. По окончании игры выясняют у детей, что было труднее — рассмешить или же самим не рассмеяться.

Злые собаки (для детей с 5 лет)

Цель: коррекция агрессивности, застенчивости, формирование уверенности, смелости

Дети делятся на две группы: одни будут изображать злых собак, другие – испуганных детей. Посередине определяют границу «забора» стульями. Детям объясняют, что за забором — злые собаки. Они громко лают, бросаются на забор, хотят напугать детей… Детям очень страшно!

Дети выполняют задание, затем меняются ролями. По окончании игры выясняют, что чувствовал каждый ребенок, когда на него лаяли «собаки», и что он ощущал в роли «злой собаки».

Маленькое привидение (для детей с 5 лет)

Цель: снижение агрессии, научить выплескивать гнев в приемлемой форме

Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Сейчас мы будем изображать маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и попугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать вот так (приподнять согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом: «У-У-У» Если я тихо хлопаю, то вы тихо говорите «У», а если я громко хлопаю – вы громко пугаете. Но помните, вы добрые привидения и хотите только слегка пошутить» В конце игры взрослый говорит: «Молодцы! Пошутили – и хватит. Давайте снова станем детьми»

Король и слуги (для детей с 5 лет)

Цель: снижение застенчивости, эгоцентризма, повышение уверенности в себе, развитие умения различать разные эмоциональные состояния

Среди детей выбирается король (королева), который отдает приказы и распоряжения. Ему предоставляют трон и корону. Остальные дети – слуги – выполняют распоряжения короля. Если король сидит с серьезным лицом, все с серьезными лицами маршируют. Если король улыбается, все улыбаются и машут ему рукой

По окончании игры детям предлагается обсудить, что они чувствовали, будучи королем и слугой, какая роль понравилась больше, легко ли было выполнять приказы короля, кто был добрым королем, а кто злым и т.д.

В роли короля (королевы) должен побывать каждый ребенок. В зависимости от количества участников в группе, в роли короля и королевы одновременно могут выступать двое детей. Время «правления» лучше установить с помощью песочных часов.

Два барана (для детей с 5 лет)

Цель: снижение агрессии, упрямства, ослабление негативных эмоций

«Рано-рано два барана повстречались на мосту». Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинулся — проиграл. Можно издавать звуки «Бе». Следите, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

Ругаемся овощами (для детей с 5 лет)

Цель: снижение вербальной агрессии, ослабление негативных эмоций

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А ты – тыква» и т.д.

Подушечные бои (для детей с 5 лет)

Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций

Для игры необходимы маленькие подушки. Играющие кидают друг в друга подушками, издавая победные кличи, колотят друг друга ими, стараясь попадать по различным частям тела. Сюжетом игры может быть «Сражение двух племен» или «Вот тебе за…». Игры начинает взрослый, как бы давая разрешение на подобные действия, снимая запрет на агрессию.

Страшные маски (для детей с 6 лет)

Цель:  коррекция страхов

Минимальное количество участников – 2, но чем больше, тем интереснее и полезнее игра. Необходимы краски и бумага, липкая лента. На бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время, можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.

Сказка о страхе

Цель: коррекция страхов.

Приготовить бумагу и карандаши. Психолог рассказывает сказку: «Жил – был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него…». Давайте нарисуем Страх. Какой он?  Дети рисуют Страх, показывают его друг другу и рассказывают о нем.

Рыбаки и рыбка (для детей с 6 лет)

Чем больше участников, тем игра интереснее и полезнее, но не менее 6. Два участника – рыбки. Остальные встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг др4

\уга за руки – это сеть. Рыбка хочет выбраться из сети, она знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом усердно задевают ее по спине, слегка постукивают по ней, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они берутся за руки и становятся сетью. Процесс смены ролей повторяется 2 – 3 раза.

Предупреждение: Движения сети должны быть в меру агрессивными.

Жужа (для детей с 6 лет)

Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам. Взрослый следит за формой выражения «дразнилок». Они не должны быть обидными и болезненными.

«Разговор с руками» (Шевцова И.В.)

Цель: научить детей контролировать свои действия, коррекция агрессии.

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики.

После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение дня или 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.